Воспитательная система

 МКОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №2" г.СПАС-ДЕМЕНСК

СПАС-ДЕМЕНСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Воспитательная система

 

КОНЦЕПЦИЯ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Человек  воспитывается не по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим  моментом  является  не его прямая логика, а логика и действие всей суммы средств, гармонически организованных.

А.С.Макаренко

Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

Формирующейся в настоящее время социальный заказ на человека будущего, истинного лидера нового века ставит перед нами, причастными к воспитанию, две ключевые проблемы:

u  Включение детей в темп и ритм современной жизни, воспитание их как цивилизованных созидателей и разумных потребителей, как людей, обладающих качествами лидера. Компетентность и творческая самоотдача, ответственность и самостоятельность, прогрессивное мышление и социальная инициатива, готовность  к сотрудничеству и способность вести за собой, базирующиеся на гуманистических ценностных ориентациях, - эти лидерские качества представляются для нас на сегодня наиболее актуальными.

u  Воспитание у детей общей культуры, верности отечественным культурно-историческим традициям, ответственность за свою жизнь и жизнь других, достоинства и доброты, правосознания, национальной  и религиозной терпимости, уважения к ценностям демократического общества. Формирования у растущего человека целостного восприятия окружающего мира, чувства сопричастности к его судьбам и определяет для школы содержание воспитания, обращенного в будущее.

Исходя из вышесказанного, педагогический коллектив МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Спас-Деменск Спас-Деменского района Калужской области  обозначил следующие цель и задачи воспитательной работы.

ЦЕЛЬ:  формирование полноценной психически, физически, социально   здоровой личности с устойчивым нравственным поведением,  способной  к самореализации и самоопределению в социуме.

 

ЗАДАЧИ:

u  формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни, воспитание потребности в физической культуре;

u  создание условий для развития детьми лидерских качеств через активизацию их позиции как соорганизаторов воспитательной деятельности;

u   повышение творческой активности и мотивации к учебе;

u  формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, развитие чувства сопричастности  к судьбе Отечества, неравнодушия к своему коллективу, школе;

u  нравственно-эстетическое развитие детей, их приобщение к культурным ценностям,  накопленным поколениями;

u  воспитание потребности в культуре;

u  социализация учащихся через добровольческую, общественно-полезную деятельность, воспитание в детях доброты, честности, порядочности, вежливости, основных морально-нравственных норм;

u  оказание помощи детям из группы риска в корректировании своего поведения, восприятии норм человеческого общежития;

u  осуществление контроля детей и родителей с девиантным поведением;

u  совершенствование воспитательной работы в деятельности педагогического коллектива, создание здоровых творческих отношений между детьми и учителями.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ИСПОЛЬЗУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:

u  методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);

u  методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);

u  методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

u  методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность  строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся.

 

ШКОЛА РАБОТАЕТ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:

u гражданско-патриотическое;

u нравственно-эстетическое;

u спортивно-оздоровительное;

u трудовое воспитание;

u экологическое;

u семейное.

 

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Личностно-ориентированный принцип – признание каждого воспитанника полноправным  участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом жизни каждого воспитанника в школе и вне её.

Деятельностный  принцип – предполагает, что личность  формируется не в вакууме, а в жизненной   ситуации, этической  системе  человеческих  взаимоотношений, которая  возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.

Принцип сотрудничества – взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно  обогащаются, приобретают  опыт  социальной активности, самодисциплины и терпимости, то есть  тех  качеств, которые  требует от них  демократическое общество.

Принцип гуманизации  – поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных усилий  для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка, гуманизация  максимальных отношений.

Принцип природосообразности – предполагает  обязательный учет половозрастных  особенностей учащихся.

Принцип культуросообразности – предполагает опору  в воспитании на  национальные традиции, на национальное своеобразие.

Принцип открытости – участие в процессе воспитания  всех социальных институтов.

Принцип дифференцированности  – отбор содержания, форм и методов  с учетом  особенностей групп и каждого ученика в отдельности.

Принцип эмоциональности  – опора не только на  сознание и поведение ребенка, но на его  чувства.

 

 

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Воспитательная система школы  предполагает  следующие функции:

u  развивающую, направленную на изменение  мотивации  учебной деятельности, развитие творческой личности, способной  к самовыражению, самореализации;

u  интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и  внешкольных связей;

u  защитную, способствующую  изменению  типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;

u  корректирующую, направленную на  коррекцию поведения и общения  ребенка с целью предупреждения негативного  влияния на формирование личности;

u  компенсирующую,  предполагающую создание  в школе  условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие  коммуникабельности, обеспечивающей успешность  совместной деятельности детей и  взрослых;

u  управленческую, ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие  всех участников  воспитательной системы.

 

СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

u  работники школы: весь  личный состав, включая учителей, педагогов дополнительного образования, учебно-вспомогательный и технический персонал;

u  родители: школьные и классные родительские коллективы, творческие группы;

u  учащиеся школы: классные коллективы, участники детских объединений.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ:

u  педагогика  сотрудничества (авторский коллектив во главе с В.А.Караковским);

u  технология  индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (автор О.С.Газман);

u  технология  организации и проведения группового воспитательного дела (автор  Н.Е.Щуркова);

u  технология коллективного творческого дела (автор И.П.Иванов);

u  технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (авторы О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий);

u  технология самоуправления (автор И.П.Иванов);

u  технология личностно-ориентированного  коллективного творческого дела (автор С.Д.Поляков);

u  шоу-технологии;

u  деловая игра.

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Виды ресурсов

Наименование

Нормативно-правовые

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в - Российской Федерации» (24 июля 1998года № 124-Ф3);

- Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений»;

 - Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

- Методические рекомендации Министерства образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин. образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б);

- Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 03.02.2006г. №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»;

- Устав  МКОУ «СОШ №2» г. Спас-Деменск Спас-Деменского района Калужской области;

- Локальные акты МКОУ «СОШ №2» г. Спас-Деменск Спас-Деменского района Калужской области.

Кадровые

- Директор школы.

- Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

- Заместитель директора по воспитательной работе.

- Классные руководители.

- Преподаватели школы.

- Социальный педагог.

- Психолог.

- Организатор детского досуга.

- Педагоги дополнительного образования.

- Преподаватели ДШИ, ДЮСШ ФП, РДК.

- Медицинские работники.

- Сотрудники ПДН И ГИБДД.

- Сотрудники районной библиотеки.

- Сотрудники Краеведческого музея г.Спас-Деменска

Методические

- Материалы библиотеки МКОУ «СОШ №2» г. Спас-Деменск Спас-Деменского района Калужской области

- Материалы Ресурсного методического центра.

- Авторские методические разработки преподавателей МКОУ «СОШ №2» г. Спас-Деменск Спас-Деменского района Калужской области

- Интернет-ресурсы.

Материально-технические

Материально-техническая база школы:

- Спортивный зал.

- Комната активного отдыха.

- Компьютерные кабинеты.

- Учебные кабинеты.

- Библиотека.

- Медицинский кабинет.

- Кабинет педагога-психолога.

- Столовая.

- Цифровые ресурсы, аудио-, видео-, мультимедиотека.

- Ресурсы социума.

Финансовые

Средства МКОУ «СОШ №2» г. Спас-Деменск Спас-Деменского района Калужской области

 

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ

1-й этап -  подготовительный (2011/2012 учебный год)

u  Аналитико-диагностическая  деятельность.

u  Поиск и коррекция  инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания.

u  Изучение  современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.

u  Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический (2012 – 2015 гг.)

u  Апробация и использование  в учебно-воспитательном  процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и  методов  воспитания  школьников, социальной и  психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его  индивидуальных особенностей.

3-й этап – обобщающий (2015/2016 учебный год)

u  Обработка  данных за 5 лет.

u  Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

u  Определение  перспектив и путей дальнейшего развития школы.

 

НАПРАВЛЕНИЕ «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

          «Жить среди людей и быть счастливым – это значит

                                 прежде всего, долженствовать, уметь выполнять долг.

                                Долг – это обязанность перед Родиной, народом, семьёй».

                                                                                 В.А.Сухомлинский

     Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия: «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность».   Дети должны знать историю и традиции своей малой родины. Они должны ощущать себя частью своей малой и большой Родины, быть гражданами и патриотами своего Отечества. Их должна интересовать судьба и история своего народа, государства, его традиции.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

u  формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

u  утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

u  воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

u  изучение норм общественной жизни и деятельности, законов, ее регулирующих;

u  развитие социальной активности учащихся;

u  привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Предполагаемый результат:

u  качественный рост воспитанности детей;

u  достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;

u  активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;

u  повышение уровня толерантности учащихся;

u  знание правовой базы государства;

u  способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

 

НАПРАВЛЕНИЕ «НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

 «Нравственный человек не тот, кто может поступить нравственно, а тот, кто не может  поступить иначе»

А.С.Макаренко

Нравственные ценности не всегда имеют должный вес в современном обществе. Поэтому необходимо настойчиво формировать позитивное отношение к ним, раскрывая их сущность, объясняя их значимость для становления личности человека.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезной деятельности должны устойчиво преобладать над эгоистическими. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. Необходимо воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу, сформировать понимание значения понятий «истинное» и «ложное». Важно, чтобы ребята научились признавать свои ошибки, просить прощение, осознавая свои ошибки.

Самое главное нравственное качество, которое должно быть сформировано у каждого растущего человека – действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок должен не только думать, но и действовать по совести, в соответствии со своим мировоззрением.

Цель: воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании.

Задачи:

u  познакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

u  изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;

u  способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;

u  создавать условия для нравственного и эстетического самовоспитания учащихся.

Предполагаемый результат

u  формирование навыков и привычек нравственного поведения;

u  обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

u  вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

u  снижение агрессивности в поведении школьников.

 

НАПРАВЛЕНИЕ  «СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ»

 «Здоровье – это такое состояние духа человека,

которое создает наиболее благоприятные условия

для расцвета его личности, его талантов и способностей».

                                                         Г.Шаталова

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того, имеет тенденцию к нарастанию.

К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с  детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Именно в школе необходимо  привить детям навыки здорового образа жизни.

Цель: создание  благоприятных  условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Задачи:

u  создание  условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;

u  предотвращение роста заболеваемости;

u  формирование установки на жизненный приоритет здоровья и выработка лично мотивированного отношения школьников к проблеме здорового образа жизни;

u  формирование осознанного  здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию  вредных привычек;

u  обучение учащихся практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья;

u  стимулирование стремления школьников к самопознанию и самосовершенствованию своего здоровья; 

u  просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 Предполагаемый результат: 

u   здоровый физически, психически, нравственно,  адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

u   улучшение состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости детей;

u   создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни;

u   правильная организация учебно-воспитательного процесса, включающая чередование всех видов деятельности;

u   активизация физической культуры учащихся;

u   100% охват горячим питанием учащихся;

u   вовлечение учащихся в спортивно-массовую работу.

 

НАПРАВЛЕНИЕ  «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ  И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

Работа избавляет нас от трех великих зол:
скуки, порока и нужды.

Ф. Вольтер

     Проблема трудового воспитания молодёжи  крайне важная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо имеет социальное, экономическое, политическое, психологическое, педагогическое значение. От решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и будущее всего общества.   

 Цель: воспитание стремления к определению смысла своей жизни и поиску своего призвания  через стремление к сотрудничеству, к профессиональному самоопределению, производству необходимого себе и людям.

Задачи:

u формировать у учащихся положительную мотивацию к трудовой деятельности;

u подготовить учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества;

u помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей;

u  создание условий удовлетворения потребностей детей в различных видах трудовой деятельности;

u  развитие навыков самообслуживания;

u формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

 Предполагаемые результаты:

u формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков;

u сформированность основных трудовых навыков;

u готовность обучающихся к профессиональному самоопре­делению и к возможной профессиональной переориентации в услови­ях изменений рынка труда;

u самостоятельности в исполнении, планировании, целеполагании, оценивание собственной деятельности.

 

НАПРАВЛЕНИЕ  «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» 

 «Природа, как бесценный дар, и человек – это единое целое.

Только в общении с природой человек может

достигнуть нравственного совершенства».

В.И.Вернадский

Одной из задач воспитательной деятельности школы  является формирование у подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания.

Цель: воспитание  бережного отношения  к природе как одной из главных  жизненных и нравственно-эстетических ценностей

Задачи:

u воспитание любви к природе родного края;

u формирование умения рационально использовать  природные богатства;

u ознакомление с методами и приемами простейших научных исследований;

u воспитание ответственности за состояние  окружающей среды;

u воспитание стремления  к деятельности по охране природы.

Предполагаемые результаты:

u  понимание роли человека в экосистеме планеты;

u  формирование экологической грамотности учащихся;

u  формирование знаний о влиянии природных ресурсов и условий на жизнь и здоровье человека;

u  осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира;

u  формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине;

u  изучение богатства природного наследия;

u  обогащение знаниями и опытом общения с природой.

НАПРАВЛЕНИЕ «СЕМЬЯ»

«Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи»

Ламартин

В процессе становления личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе. Совместные дела со своими детьми способствуют пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. 

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

u  создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;

u  организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

u  организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;

u  организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

Предполагаемый результат: 

u  установление партнерских отношений учителей, родителей и детей, укрепление связи с семьёй;

u  создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование;

u  повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей;

u  привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы. 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования.

Система дополнительного образования в школе  выступает как педагогическая структура, которая

u  максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,

u  обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и  личностную значимость учащихся,

u  дает шанс каждому открыть себя как личность,

u  предоставляет  ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе,

u  налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма,

u  побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,

u  обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.

Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие   запросы. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Цель:   создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи:

u  изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании;

u  расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам;

u  определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;

u  развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта;

u  создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей;

u  воспитания уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве;

u  сохранение психического и физического здоровья учащихся;

u  занятость детей во внеурочное время.

Содержание дополнительного образования

Программы дополнительного образования в школе имеют  следующие направленности:

u  Объединения гражданско-патриотической  направленности  ориентированы на  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

u  Объединения художественно-эстетической направленности  ориентированы на развитие художественного творчества  детей, передачу духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями, воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребёнка, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью  данного направления является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка, формирование творческих способностей обучающихся.

u  Объединения естественнонаучной направленности  ориентированы на развитие интереса учащихся к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, на развитие технических и творческих способностей учащихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения учащихся.

u  Объединения культурологической направленности  ориентированы на изучение журналистики, издательского дела и  средств массовой информации, историко-культурных традиций, культуры быта, библиотечного дела. 

u  Объединения физкультурно-спортивной направленности  ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их  к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.

u  Объединения социально-педагогической  направленности  ориентированы на социально-психологическую и социально-правовую адаптацию учащихся, профилактику  негативных явлений среди детей и подростков  через выполнение коллективных творческих и трудовых дел, развития психологической образованности, развитие  творческих способностей детей.

u  Объединения туристско-краеведческой направленности  ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного развития учащихся.

Предполагаемые результаты:

u  создание в школе единой системы  дополнительного образования, которая   будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;

u  увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в определенных видах деятельности;

u  целенаправленная организация свободного  времени большинства учащихся школы;

u  участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях школьного, муниципального, регионального и федерального  уровня;

u  создание условий для привлечения родителей к организации и проведению кружков, факультативов, секций;

u  внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и воспитания.

 

 

 

САМОУПРАВЛЕНИЕ

Школьное  самоуправление – это режим  протекания  совместной и самостоятельной  жизни, в которой каждый ученик  может  определить свое место и реализовать  свои   способности и возможности.

Школьное самоуправление  предусматривает  вовлечение  всех  учащихся в управление  школьными делами, создание работоспособных органов  коллектива, наделенных  постепенно расширяющимися правами и обязанностями, формирование  у школьников отношений  товарищеской  взаимозависимости и организаторских  качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника   к организации своей жизни и  деятельности,  к самовоспитанию.

Смысл ученического самоуправления в нашей школе заключается  не в управлении  одних детей  другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Участие в самоуправление помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение  самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.

Принципы  построения и развития  самоуправления в школе:

u  выборность всех органов  самоуправления;

u  педагогическое руководство, которое  обеспечивает  развитие  детского самоуправления;

u  разделение  полномочий органов  самоуправлении  школы и их тесное взаимодействие;

u  широкая открытость и гласность  в деятельности органов  самоуправления;

u  свобода  критики и обмена мнениями по любым вопросам  школьной жизни, деятельности  органов самоуправления;

u  систематическая сменяемость  членов самоуправления,  обновляемость  видов деятельности;

u  гуманность  к каждому  отдельному человеку.

Функции органов школьного самоуправления:

u  осуществление связи с администрацией школы;

u  разработка и  проведение дискуссий;

u  создание сектора по  соблюдению  санитарного  состояния  школьных помещений;

u  разрешение ситуаций нарушения  дисциплины учащимися школы;

u  организация различных  культурно-массовых  мероприятий;

u  проведение социологического опроса;

u  создание информационной  сети школы;

u  привлечение  педагогов и школьников для подготовки общешкольных мероприятий;

u  помощь  старшеклассникам в  профориентации;

u  организация  встреч и дискуссий с представителями различных профессий, выпускниками школы;

u  обсуждение проблем учебно-воспитательного процесса;

u  организация и проведение  культурно-массовых мероприятий, праздников, игр;

u  дежурство по школе, классу, столовой;

u  оказание помощи учителям-ветеранам.

 

Содержание деятельности  органов ученического самоуправления:

Содержание работы органов  самоуправления определяется исходя из ведущих  видов деятельности:

u познавательная деятельность -  предметные недели, встречи с интересными людьми,  интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учебе);

u трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство  школьных помещений, организация  дежурства;

u спортивно-оздоровительная деятельность – организация и проведение спартакиад, соревнований, дней здоровья;

u художественно-эстетическая деятельность – концерты, праздники, конкурсы, выставки, встречи, художественное оформление стендов;

u шефская  деятельность – помощь младшим, забота о старших;

u информационная деятельность – выпуск школьной газеты «Юность».

Вся  деятельность  планируется  самими учащимися, в ходе реализации плана  учащимся оказывается  помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

 

УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ВОСПИТАНИЯ:

Управление процессом воспитания строится следующим образом (по следующим направлениям):

1. Совместная работа с:

u отделом молодёжной политики при администрации МР «Спас-Деменский район»;

u общественными организациями (Дом культуры, Краеведческий музей, центральная районная библиотека, Детская школа искусств,  Детско-юношеская спортивная школа).

2.Административная работа:

u повышение квалификации классных руководителей;

u знакомство с опытом воспитательной работы школ, в том числе по страницам периодической печати;

u наставничество;

u МО классных руководителей.

3. Сбор информации:

u педагогические наблюдения;

u анкетирование;

u анализ собранной информации.

4. Планирование:

u разработка программ и планов, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;

u подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.

5. Контроль и коррекция:

u анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, МО классных руководителей, отчеты при директоре, совещания при заместителе директора по воспитательной работе и др. формы);

u корректировка планов и программ.

6. Создание условий для развития учащихся:

u доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах;

u создание системы дополнительного образования и воспитания;

u создание материально-технической базы;

u тесная связь семьи и школы;

u взаимопомощь в проведении внеклассной, внеурочной, внешкольной работы;

u работа с активом учащихся;

u семинар для классных руководителей;

u посещение и анализ внеклассных мероприятий.

Управляющая система создает возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действенным.

 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Выпускник начальной школы должен:

1.            освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);

2.            овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;

3.            освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.);

4.            овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления;

5.            сформировать потребность самостоятельно учиться;

6.            овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Выпускник основной школы должен:

1.            освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;

2.            овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных норм жизни в обществе;

3.            овладеть простейшими знаниями о профессиях;

4.            проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями:

u овладение культурой учебного труда;

u овладение информационно-коммуникативной деятельностью;

u овладение рефлексивной деятельностью;

u умение вести диалог и взаимодействовать с социумом (коллективом, семьей, друзьями);

u способность вести здоровый образ жизни;

u иметь знаний о себе как личности;

u умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность;

u проявлять активную жизненную позицию.

 

Выпускник средней школы должен:

1. успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана;

2. овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием, исследованием;

3. Овладеть ключевыми компетентностями:

u компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

u компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

u компетентностью в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации, использование социального опыта);

u компетентностью в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия, отношения к старшим и др.);

u компетентностью в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)

 

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ

Для исследования результативности воспитательной системы используется совокупность критериев, показателей и методик изучения.

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Воспитанность

Самооценка личностных качеств.

Методика «Репка». Кафедра педагогики РГПУ им. Герцена

Уровень самооценки

Методика Газмана О.С. «Саморазвитие личности подростка»

Уровень саморазвития

Уровень саморазвития

Сформированность индивидуальности выпускника школы

Нравственная направленность

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», педагогическое наблюдение

Креативность личности выпускника

Метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся

Компетентность выпускника

Наблюдение, анкетирование

Удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса

Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе

Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»

Удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе

Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в школьном коллективе

Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения»

Сформированность классного коллектива

Эталонность школьного коллектива в восприятии его членов

Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

Уровень самоуправления

Самоуправление в классе, школе

Методика М.Рожкова «Самоуправление»

Взаимоотношения в семье

Комфортность, защищённость ребёнка в семье

Анкетирование

Здоровье учащихся

Отношение учащихся к своему здоровью

Анкетирование

Читательская активность

Количество прочитанных книг на одного ученика

Мониторинг

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.             Административное управление воспитательным процессом / сост. Н.П.Кузнецов, Е.В.Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2006.

2.             Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.

3.             Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4.             Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятии, игры. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5.             Воспитательная система школы: проблема управления. Под редакцией В.А.Караковского. –  Москва, 1997.

6.             Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе.  – Москва, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1996.

7.             Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5 – 11 классы. – М.:ВАКО, 2006.

8.             Динк Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками. –  Ростов н/Д: Феникс, 2008.

9.             Крылова Н.Б. Как обеспечить качество школьной жизни, или Школьный уклад: повышение качества жизни. – М.: Сентябрь, 2010.

10.        Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 1. Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса / автор-составитель Л.М.Сыромятникова. _ М.: Глобус, 2008.

11.        Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 2. Работа с детским коллективоми родителями / автор-составитель Л.М.Сыромятникова. _ М.: Глобус, 2008.

12.        Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 3.Организация деятельности, методическая работа / автор-составитель Л.М.Сыромятникова. _ М.: Глобус, 2008.

13.        Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе .  №3, 2009 .

14.        Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе .  №3, 2010 .

15.        Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе .  №6, 2011 .

16.        Научно-методический журнал «Классный руководитель». №2, 2011. 

17.        Организация дополнительного образования в общеобразовательном учреждении. – Калуга: КОИПКРО, 2007.

18.        Резапкина Г.В. Профориентационная работа в школе. – М.: Сентябрь, 2011.

19.        Сафронова Е.М. Повышение компетентности школьного педагога в сфере воспитательной деятельности (педсоветы, семинары, практикумы, дискуссии). – М.: Сентябрь, 2010.

20.        Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

21.        Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. –  Москва «Просвещение», 2010

22.        Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.

23.        Якиманская И.С., Рябоштан Е.П. Изучение личности ученика в образовательном процессе. – М.: Сентябрь, 2011.

24.        Ясвин   В. А. Экспертно-проектное управление развитием школы. – М.: Сентябрь, 2011.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»